В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится два альтернативных проекта об уголовной амнистии в 2010 году. Уголовную амнистию планируется приурочить к 65 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Инициатива принадлежит Справедливороссам и ЛДПР; обе партии по-разному понимают круг субъектов (наличие наказания в прошлом, возраст, пол, семейное положение, наличие инвалидности и т.д.), на которых должна распространяться амнистия, и конкретные составы преступлений, подпадающих или исключаемые из под действия амнистии.
Фракция Справедливой России (депутаты В.А.Лекарева, В.Г.Юрчик, К.Н.Новикова, Т.Н.Москалькова) представили в целом более либеральный проект.
Освобождение от наказания, а так же снятие судимости должно распространяться на осужденных (по приговорам, как вступившим, так и не вступившим в законную силу):
— несовершеннолетних, приговоренных к лишению свободы на срок до 5 лет включительно и ранее не отбывавших наказания;
— осужденных к лишению свободы за преступления на срок до 5 лет включительно и отбывших половину срока;
— осужденных к лишению свободы на срок до 3-х лет включительно и ранее не отбывавших наказания;
Освобождение от наказания вместе со снятием судимости должно распространяться также:
-на осужденных к лишению свободы на срок до 7 лет включительно и ранее не отбывавших наказания в исправительных учреждениях: беременных женщин; женщин имеющих несовершеннолетних детей; женщин старше 50 лет; мужчин старше 55 лет. -условно-осужденных, условно-досрочно освобожденных, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и осужденных, отбывание наказания которым отсрочено. Не совсем ясно, зачем законодатель отделяет эту категорию от других вышеуказанных: из буквального смысла проекта постановления следует, что если такие осужденные имеют на руках приговор, не вступивший в законную силу, постановление об амнистии их не коснется. При этом, если бы часть таких лиц имела статус подозреваемого или обвиняемого, они были бы амнистированы.
Предлагается прекратить уголовное преследование подозреваемых и обвиняемых:
— ранее не отбывавших наказания несовершеннолетних по преступлениям, за которые предусмотрено наказание не свыше 5 лет лишения свободы;
— ранее не отбывавших наказания беременных женщин, женщин имеющих несовершеннолетних детей, женщин старше 60 лет, мужчин старше 65 лет, отцов — одиночек, имеющих несовершеннолетних детей преследуемых по преступления, за которые предусмотрено наказание не свыше 5 лет лишения свободы;
-всех лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы.
Можно заметить, что амнистия подозреваемых и обвиняемых более жесткая, чем уже осужденных, поскольку, например, осуждение на срок до трех лет лишения свободы может быть и в отношении лиц, проходящих по статьям по статьям, предусматривающим гораздо больший максимальный срок наказания. В этом случае, если на момент вступления постановления об уголовной амнистии в силу такое преследуемое лицо будет иметь статус подозреваемого или подсудимого, то амнистия на него распространена не будет. Не сложно прийти к выводу, что подсудимым и обвиняемым, не вошедшим в указанную категорию и рассчитывающим получить срок не более 3-х лет, «выгоднее», чтобы на момент принятие постановления они получили статус осужденного.
Традиционны основания для неприменения амнистии — злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания; освобождение в прошлом из мест лишения свободы в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии (после 2000 года); новое преступление в местах лишения свободы, особо опасный рецидив по УК РФ или УК РСФСР.
Проект постановления об амнистии содержит список составов преступлений, которые не подпадают под действие амнистии, среди которых указаны умышленное убийство, изнасилование, терроризм, терроризм, бандитизм, организация преступного сообщества, склонение к потреблению наркотических средств, государственная измена, шпионаж, мятеж, захват власти, диверсия, возбуждение, квалифицированные и особо квалифицированные составы кражи, хулиганства, разбоя, грабежа и т.д. Интересна следующая непоследовательность авторов проекта: перечень статей УК РФ указывает на ст. 152 (торговля несовершеннолетними), утратившую силу с 2003 года, однако п. «б» ч. 2 ст. 127.1, заменивший данную статью с 2003 года, перечень не включает.
Решения о применении акта об амнистии индивидуально в отношении каждого лица принимаются в течение 6- месяцев со дня вступления в силу постановления. Следовательно, обязать компетентный орган вынести соответствующее решение до истечении 6-и месяцев, нельзя. Данное положение трудно, конечно, рассматривать, как оправданное. Скорее наоборот, такое положение поощряет волокиту, а возможно и создает почву для злоупотреблений.
В целом проект постановления можно охарактеризовать положительно, не смотря на отдельные перечисленные неточности терминологии и логики, которые мы перечислили. Надеемся, авторы проекта учтут наши замечания.
Проект уголовной амнистии, предложенный Думе депутатами ЛДПР ( И.В.Лебедев, (сын В.В. Жириновского))С.В.Иванов) более консервативен. Практически дословно документ повторяет несостоявшийся проект 2008 года, приуроченный к вступлению в должность Президента РФ.
Амнистия в первую очередь касается категорий несовершеннолетних, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, беременных женщин, стариков и инвалидов. Прекращение уголовного преследования осужденных распространяется на:
— осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет;
— осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, и ранее не отбывавших наказания в воспитательных колониях;
— осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, отбывших не менее половины назначенного срока наказания.
— осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и ранее не отбывавших наказания в исправительных учреждениях: женщин, имеющих несовершеннолетних детей; беременных женщин; женщин старше 55 лет; мужчин старше 60 лет; мужчин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет; лиц, имеющих I, II или III группу инвалидности;
-осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности в возрасте до 18 лет, а также женщин, имеющих несовершеннолетних детей, беременных женщин, женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет, осужденных к лишению свободы за те же преступления, не подпадающих под действие пункта 2 настоящего Постановления, отбывших не менее одной четверти назначенного срока наказания.
— осужденных в возрасте до 18 лет: условно осужденных, условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания до дня вступления в силу постановления об амнистии, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и осужденных женщин, отбывание наказания которым отсрочено.
-осужденных женщин, имеющих несовершеннолетних детей, беременных женщин, женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания до дня вступления в силу постановления об амнистии, а также женщин, имеющих несовершеннолетних детей, беременных женщин, женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Те же категории лиц подпадают под амнистию, если речь идет о подозреваемых и обвиняемых, то есть если амнистия приходится на этап предварительного следствия или разбирательства в суде. Имеется несколько дополнительных оснований для освобождения от наказания лиц, совершивших преступления в возрасте до 18-ти лет, беременных и стариков.
Круг составов преступлений, которых амнистия не должна коснуться, гораздо обширнее, нежели в проекте справедливороссов . Так, в проекте 311244-5 отсутствуют ст.ст.: 111, 117, 122, 126, 127.1, 127.2, 134, 135, 150, 161, 162, 163, 172, 174.1, 175, 178, 179, 183, 187, 189, 190, 191, 199, 205.1, 215.2, 226, 228.1, 228.2, 234, 240, 241, 242.1, 282.1, 282.2, 296, 299, 300, 305, 309, 313, 318. В проекте нет лишь нескольких составов, исключаемых из под амнистии справедливороссами: ст.-ст. 125, 152, 286 УК РФ.
Как и в проекте 311244-5, постановление полагается подлежащим исполнению в течение шести месяцев.